Главная » 2014 » Август » 21 » Реклама банков: как не быть обманутым?

Реклама банков: как не быть обманутым?

21.08.2014 в 00:09 просмотров: 813 комментариев: 0 Финансовая грамотность

Что надо помнить, изучая банковскую рекламу, стоит ли верить буквально всему, что звучит по радио или написано в буклетах, как и насколько нужно «делить» предоставляемую информацию?

«Красивые» процентные ставки

10% годовых по вкладу сегодня является очень выгодным предложением, и эта цифра, вероятнее всего, станет неким базисом для рекламной кампании какого-либо банка, но если разобраться, то «всплывут» особые условия. Вклад должен быть открыт на срок, скажем, три года, а его величина не должна быть меньше 1000000 рублей, а ведь государство страхует депозит не более чем на 700000 рублей в отдельно взятой кредитной организации.

На рекламных плакатах непременно должны указываться все основные условия. Когда вы присмотритесь, то увидите, что снизу маленьким шрифтом они действительно представлены. Справедливости ради отметим, что маленький шрифт вполне читабелен, но лишь для тех, кто остановится и будет вглядываться в баннер. Если вы ехали на машине, то успеете запомнить только детали, прописанные крупным шрифтом: название банка и «радующую глаз» цифру в предложении. Тем не менее, нарушение закона здесь нет.

Специалисты рекомендуют сравнивать продукты банков, но пропечатанные не на рекламных плакатах. Это надо делать внутри отделений. Вы должны выяснить все условия еще перед заключением договора и размещением денег.

А чего опасаться?

Действительно, сегодня банковская сфера в России, пожалуй, самый прозрачный сегмент предпринимательской деятельности. За соблюдением прав физлиц и содержанием «наживки», коей выступает реклама, следят Центробанк, Роспотребнадзор и ФАС. Потому перед заключением договора любой менеджер, строго соблюдая внутреннюю должностную инструкцию, не должен утаить ни одного нюанса.

Но даже совершенно законная уловка продолжает оставаться уловкой: в итоге потенциальный клиент посещает банк, ему все без утайки рассказывают, а у него, например, нет времени, и он уже не имеет возможности «оббежать» или хотя бы обзвонить остальные учреждения своего города. В результате потребитель в лучшем случае ничего не теряет, но и не имеет возможности выбрать выгоднейший для себя продукт.

На практике два вклада с одинаковой ставкой могут обладать различной доходностью. На это влияет наличие или отсутствие капитализации процентов (в последнем случае проценты по вкладу начисляются чаще, что приносит повышенную доходность).

Цена права выбора

Особенно важно выяснить все условия, когда вы не оформляете депозит, а берете кредит, тем более ипотечный, когда вы связываете себя денежными обязательствами с банком на долгие годы. Не надо удивляться, если разрекламированная ипотечная ставка окажется доступна только тем клиентам банка, которые связаны с ним десятилетним стажем. Необходимо помнить: чем длиннее срок и меньше первый взнос, тем дороже будет ссуда. Так что может оказаться, что взять простой потребительский заем будет даже выгоднее, чем ипотеку по минимальной ставке, поскольку при получении ипотеки потребуется оценка и страховка жилья.

Так или иначе, изучая баннер с предложением ипотеки, чаще всего надо прибавить к декларируемой ставке пару процентов годовых. И не забывайте, что разница в один процентный пункт может в результате означать издержки клиента в сотни тысяч. Кроме того, при аннуитетных платежах (именно они почти всегда используются в ипотечном кредитовании) сначала выплачиваются преимущественно проценты и только затем преимущественно основной долг, что делает досрочное погашение менее выгодным.

Конечно, не вредно изучать цифры на плакатах, но самые точные сведения находятся в договоре, а его нельзя подписывать, пока вы его внимательнейшим образом не изучите.

О чем почти не говорится в рекламе?

Специалисты отмечают следующую психологическую особенность заемщика: договор он читает до середины. Он хочет знать, что будет происходить, если своевременно обслуживать ссуду. Он, по-видимому, полагает, что будет всегда вовремя и в полном объеме обслуживать задолженность, его абсолютно не интересуют какие-то там штрафы, предусмотренные в ситуации, если случится сбой. Финансовые омбудсмены утверждают, что сегодня наибольшая доля жалоб на кредитные учреждения связана именно с непомерными, по мнению клиентов, штрафами за просрочки.

Согласно законодательству, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Недостоверной считается реклама, не содержащая всех существенных для потребителя условий. Эксперты говорят, что проблемы возникают из-за отсутствия точного перечня этих самых значимых условий. И вряд ли в ближайшем будущем такой перечень появится. Ведь тогда за тридцатисекундным телероликом должен будет идти получасовой рассказ обо всех условиях кредитного контракта.

Поэтому единственный выход из рекламного тупика - это внимательное изучение ссудного договора. Только он расскажет всю правду о кредите, депозите и ином банковском продукте.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Код *:
Copyright © 2016 КРЕДИТ-ИНФО.